RSS

Пионер русского градостроительства

Выдающийся русский архитектор Владимир Николаевич Семёнов был одним из пионеров российского градостроительства, опубликовавший первый труд по планировке застройки городов в 1912 году.

Владимир Николаевич родился в Кисловодске в январе 1874 г. Окончив в 1892 г. реальное училище во Владикавказе, он поступил в Петербургский институт гражданских инженеров, который окончил с серебряной медалью в 1898 г.

Свою практическую работу он начал у академика С. Дмитриева, занимавшего в те годы должность архитектора гатчинских дворцов. Но проработал архитектором всего год и уехал в составе небольшой группы русских добровольцев в Трансвааль для участия на стороне буров в англобурской войне.

Вернувшись в Россию, Владимир Николаевич Семёнов уезжает на Кавказ и, работая до 1908 г. в Управлении Кавказских Минеральных Вод, строит гостиницу «Бристоль» в Пятигорске, дачу эмира Бухарского (теперь санаторий) и жилые дома в Железноводске.

В 1904 г. В. Н. Семенов получает первую премию на конкурсе за проект театра Оперы и балета в Екатеринбурге, который до сих пор является украшением исторического центра города.

В 1908 г. Владимир Николаевич покидает Россию вместе с женой Алевтиной Михайловной и переезжает в Англию. Дело в том, что супруга архитектора, сочувствуя революционному движению на Северном Кавказе, оказывала посильную материальную помощь революционерам. По этой причине Алевтина Михайловна Семёнова была признана неблагонадежной и была вынуждена эмигрировать.

В течение пяти лет В. Н. Семенов с семьей живет и работает в Лондоне. Эти годы были весьма плодотворными — архитектор занимается в библиотеке Британского музея, работает над книгой, много рисует и пишет с натуры.

Однако, работая в Англии, он сохраняет связи с Россией. В 1909 г. Владимир Николаевич получил первую премию за проект Бактериологического института в Москве (впоследствии он разработал и проект отделения этого института в окрестностях Москвы, в Быкове). В отзыве на проект отмечалось, что «общее расположение отдельных корпусов на участке решено чрезвычайно удачно», что «здания, выходящие на улицу, характеризуются простыми, но изящными и типичными фасадами».

В 1908-1910 гг. Владимир Николаевич посетил Париж, Вену, Брюссель и некоторые города Германии, где знакомился в натуре с планировкой и застройкой городов и с деятельностью по регулированию городского строительства. Это был период быстрого роста городов, интенсивной строительной деятельности и работы в области теории градостроительства, разработки строительных норм и правил. Все это русский градостроитель осваивал, как ярко показала его дальнейшая деятельность, с глубоким критическим анализом и непрестанным размышлением о задачах, стоящих перед градостроителями в России.

В конце 1912 г. Владимир Николаевич возвращается в Россию и поселяется в Москве. Здесь он публикует свою книгу «Благоустройство городов», которую начал писать в Лондоне, а закончил уже в Москве.

В 1913 году архитектор Семёнов выполняет необычный заказ — проектирует первый в России город-сад — поселок для служащих Московско-Казанской железной дороги у платформы Прозоровская (теперь платформа Кратово). Этот проект был задуман в ознаменование 50-летнего юбилея основания дороги. Но начало строительства совпало с началом первой мировой войны (1914 г.), а посему работы были прекращены и впоследствии возобновлялись по частям разными ведомствами и кооперативами.

К началу 20 века В. Н. Семенов был уже известным опытным практиком- архитектором и градостроителем, много работавшим в России и за рубежом.

Уже в новой России вместе с А. В. Щусевым и И. В. Жолтовским он занимается разработкой плана реконструкции и развития Москвы.

В 20-е годы Владимир Николаевич руководит Научно-техническим советом в Наркомхозе РСФСР, возглавляет работу по составлению проектов планировки Астрахани, Ростова-на-Дону, Минеральных Вод и других городов. В это же время начала формироваться советская архитектурная школа, студенты Высших художественных технических мастерских и Московского высшего технического училища начали слушать лекции В. Н. Семенова — впервые в учебную программу был введен новый курс по градостроительству.

Одновременно с чтением теоретического курса лекций, Владимир Николаевич также руководил разработкой курсовых и дипломных проектов планировки и застройки городов на архитектурных факультетах. В 1923 г. Государственный ученый совет Наркомпроса РСФСР утвердил В. Н. Семенова в ученом звании профессора по специальности «Градостроительство». В последующем он продолжал свою преподавательскую деятельность по подготовке архитекторов-градостроителей в Московском архитектурном институте.

В 1932 году Владимир Николаевич становится главным архитектором Москвы. В это время публикуется «Эскиз генерального плана Москвы», разработанный под его руководством коллективом ведущих советских зодчих и специалистов. Основные положения, принятые в эскизе, легли в основу первого генерального плана планировки Москвы, утвержденного в 1935 г. и имевшего для советского градостроительства огромное практическое и теоретическое значение.

С 30-х годов творческая и научная деятельность В. Н. Семёнова связана с Академией архитектуры СССР, в действительные члены которой он был избран вместе с группой крупнейших советских зодчих. В 1939 г. ему была присуждена ученая степень доктора архитектуры. Более десяти лет В. Н. Семенов возглавлял Научно-исследовательский институт градостроительства Академии архитектуры СССР, в котором разрабатывались теоретические основы советского градостроительства, практические рекомендации и проекты планировки и застройки городов и поселков.

Всю творческую деятельность В. Н. Семенова можно рассматривать как постоянную и целенаправленную работу по градостроительству. Он считал, что именно градостроительство влияет на решение таких задач, как органическое сочетание непрестанной заботы о создании средствами архитектуры наилучших условий жизни людей и эстетически полноценной городской среды, городов с выразительным и индивидуальным художественным обликом.

Владимир Николаевич всегда подвергал резкой критике градостроительные проекты, в которых композиция решалась формально, без органической взаимосвязи с условиями жизни людей, их трудом, бытом, удобствами, вместе с тем он никогда не мирился с пренебрежением к архитектурно-художественным требованиям во имя, якобы, функциональной целесообразности.

Творческое наследие В. Н. Семенова составляют проекты, опубликованные книги и статьи, доклады и выступления, экспертные заключения, отзывы на диссертации и научные работы.