RSS

Архитектор масштабных проектов

Глеб Васильевич Макаревич — русский советский архитектор, главный архитектор Москвы в 1980–1987 годах. Член Союза архитекторов СССР, Заслуженный архитектор России, член-корреспондент Академии Художеств России, почётный член Международной Академии архитектуры в Москве, Лауреат Государственных премий. Член Правления Союза архитекторов.

Макаревич Г. В. родился 28 мая 1920 года в Тбилиси в семье архитектора Василия Львовича Макаревича. Он относился к тому поколению архитекторов, которое заявило о себе в полный голос сразу после окончания Великой Отечественной войны.

В 1943 году Г. В. Макаревич окончил Военно-инженерную академию имени Куйбышева, в 1947 году — Московский архитектурный институт, вернувшись на студенческую скамью сразу после фронта.

Работы для первых выпускников МАрхИ послевоенного периода было через край — надо было восстанавливать страну из военных руин — строить города, предприятия, сёла. Начинающий архитектор смело брался за решение разнообразных и непростых практических задач. Он проектировал новые московские кварталы, дома отдыха и санатории, жилые и общественные здания. Это определило широкий диапазон деятельности, ставший характерным для дальнейшей творческой судьбы Г. В. Макаревича.

С 1947 по 1961 годы Глеб Васильевич работал архитектором в одном из проектных институтов, являлся участником проектирования и строительства Дворца съездов в Кремле в составе Кремлёвской группы Моспроекта. С 1964 года работал начальником Управления по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2», с 1967 года — заместителем начальника Главного архитектурно-планировочного управления г. Москвы.

Вехами его профессиональной биографии были такие неординарные и крупные объекты, как Международная выставка 1964 г. в Москве, комплекс проспекта Калинина, посольства СССР в Марокко и Мали, реконструкция и реставрация в московском Кремле, проект детальной планировки центра столицы, памятник В. И. Ленину на Октябрьской площади в Москве, пешеходная улица Старый Арбат и многие другие интересные проекты, в работе над которыми Г. В. Макаревич принимал самое активное участие.

Своеобразие творческого подхода к теме и богатая индивидуальность, универсальные знания, позволявшие комплексно решать многоплановые проблемы проектирования, зачастую не имеющие аналогов, ставят В. Г. Макаревича в ряд ведущих архитекторов двадцатого века, сумевших создать значительные произведения зодчества.

Творческий почерк архитектора Г. В. Макаревича отличали глубина и масштабность замысла, стремление к максимальной выразительности при использовании лаконичных и строго отобранных изобразительных средств. С этой точки зрения характерен проект комплекса зданий посольства России (СССР) в Рабате (Марокко). Красивая, насыщенная игрой света и тени, пространственная композиция главного корпуса достигается простейшими архитектурными приёмами: тектонически ясная структура своеобразного периптера тонких гранёных столбов, несущих солнцезащитный козырёк, наружные лестницы и веранда над главным входом — вот и весь минимум элементов, с помощью которых родился яркий, образно наполненный облик здания.

Работы архитектора Макаревича нередко сопровождались скульптурными композициями, росписью стен и плафонов, гобеленами и флорентийской мозаикой, выполненными такими признанными мастерами, как Л. Файнберг, Л. Кербель, И. Рукавишников, Э. Жаренова, В. Васильцев и другими.

Богатейший опыт архитектора-практика, постоянная творческая активность, несомненные организаторские способности определили ступени профессионального роста Г. В. Макаревича.

В 1980–1987 годах Глеб Васильевич являлся начальником ГлавАПУ и главным архитектором Москвы. Затем — заместителем начальника Управления «Моспроект-2», главным архитектором мастерской № 11 по проектированию комплекса МВТУ им. Н. Э. Баумана. Параллельно с основной деятельностью Г. В. Макаревич был членом редколлегии издательства «Московский рабочий», газеты «Архитектура и строительство Москвы», энциклопедии «Москва».

Несмотря на постоянную занятость, Г. В. Макаревич всегда оставался страстным рисовальщиком, он никогда не расставался с кистью и карандашом. Пейзажи и зарисовки хранят память о военной поре, о путешествиях и поездках по стране и за рубежом.

Г. В. Макаревич умер в 1999 году.