RSS

От рабочих кварталов до храмов науки

Сергей Егорович Чернышёв родился в октябре 1881 года в деревне Александровка Коломенского уезда Московской губернии. В 1901 году он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), а в 1907 году — Императорскую академию художеств (ИАХ) и получил специальность художник- архитектор. С. Е. Чернышёв учился и несколько лет работал у известнейшего российского архитектора Л. Н. Бенуа.

Деятельность С. Е. Чернышёва была неразрывно связана со строительством и реконструкцией Москвы. Он участвовал в составлении эскизов перепланировки Москвы — «Новая Москва», занимался проектированием и строительством жилых домов, участвовал во всесоюзных конкурсах, на которых были премированы 16 его объектов. Архитектурные конкурсы, проходившие в 20-х годах прошлого столетия, сыграли большую роль в дальнейшей направленности архитектуры, определили пути, по которым пошло развитие зодчества. Лучшие проекты С. Е. Чернышёва, такие как кинофабрика «Совкино», жилые кварталы для рабочих и другие, наряду с работами других ведущих архитекторов, стали теми вехами, которые указывали путь к новой архитектуре.

Проекты этого периода были выполнены Сергеем Егоровичем в стиле конструктивизма — одного из приоритетных направлений того времени. Но это не было с его стороны данью моде — его проекты отличались реализмом и умелым сочетанием классики и современности. Примером таких проектов могут служить здания, которые и сегодня являются колоритными архитектурными сооружениями — Физико-химический НИИ им. Карпова, Дом МКХ в Театральном проезде и др.

Сергей Егорович был крупным мастером градостроительства. Обращение к этой теме было для него естественным. В своей автобиографии он писал: «В наше время, когда проблема проектирования отдельного дома закономерно связалась с проблемой планировки всего квартала, магистрали, района, целого города — моё внимание привлекают вопросы городской планировки, архитектурного ансамбля города, градостроительные проблемы».

Практический интерес мастера к планировке города выразился в проектных работах по Хамовническому району Москвы (для первоначального проекта реконструкции города), в проекте планировки Сельскохозяйственной выставки 1923 г.. Кроме того, С. Е. Чернышёв принимал участие в конкурсах на проектирование жилых кварталов для рабочих г. Иванова, в планировке посёлка для рабочих Грознефти, составлении плана Магнитогорская (левобережный вариант), руководстве по строительству Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 г. и, конечно, в огромной работе над планом реконструкции Москвы, которую он возглавил в 1934 году, продолжив труд, начатый коллективом под руководством академика В. Семёнова.

Основой этой чрезвычайно ответственной и сложной работы было тщательное изучение всех вопросов экономики, географии, геологии, топографии и истории развития Москвы, бережный и, в то же время, реальный подход к планировке города. Благодаря всем этим условиям новый план реконструкции сохранил исторический центр, площади, набережные, магистрали. В новый план реконструкции Москвы было внесено всё то новое, что принесло с собой время, и сделано это было на основе глубокого понимания традиций русского градостроительства, в чём была немалая заслуга С. Е. Чернышёва.

Конкретным воплощением принципов Генерального плана реконструкции Москвы была работа Сергея Егоровича Чернышёва над архитектурно-планировочным решением важнейших магистралей столицы — Тверской (Горького) улицы, Ленинградского проспекта и проспекта Конституции — так назывался Новый Арбат. Главной задачей было стремление решить не только транспортные и другие технические проблемы, но и создать единые архитектурные ансамбли магистралей, неразрывно связанные с общим решением планировки Москвы.

Работы по реализации плана развития Москвы приобрели поистине гигантские размеры и неузнаваемо преобразили столицу. Жизнь подтвердила правильность найденных решений, верность принципам, заложенных в основу работы в 30-е годы, которая получила резонанс во всем цивилизованном мире и оказала значительное влияние на развитие градостроительной мысли.

В годы Великой Отечественной войны Сергей Егорович был главным консультантом отдела Мосгорисполкома по вопросам воздушной обороны города, занимался маскировкой промышленных объектов и общественных зданий, принимал участие в составлении генеральных планов восстанавливаемых городов.

После окончания войны страна начала активно строиться и восстанавливаться, что потребовало от архитекторов напряжённой творческой работы. И Чернышёв возобновил прерванную войной деятельность по разработке новой концепции Генерального плана реконструкции Москвы. С 1944 по 1949 годы он был главным архитектором вновь созданного Управления по делам архитектуры при Мосгорисполкоме, а в 1949 году стал одним из авторов нового здания МГУ на Ленинских горах. Это здание, наряду с другими высотными сооружениями Москвы, стало своеобразным символом эпохи.

К этому же творческому периоду относится строительство крупных учебных и научных комплексов Москвы — Московского автодорожного института и НИИ геохимии и аналитической химии имени И. Вернадского, созданных по проектам С. Е. Чернышёва.

Творчество Сергея Егоровича было многогранным. Он был педагогом Московской архитектурной школы — начал работать во Вхутемасе в числе его первых профессоров и до последнего года своей жизни работал со студентами и руководил научной работой аспирантов в Московском архитектурном институте. Чернышёв был учёным, выступал с докладами и со статьями на страницах газет и журналов, вёл активную популяризацию архитектуры как науки. Наряду с ведущими мастерами архитектуры — И. В. Жолтовским, А. В. Щусевым, братьями Весниными, М. Я. Гинзбургом и другими Чернышёв был одним из первых членов-корреспондентов, а в 1950–1955 годах — вице-президентом Академии строительства и архитектуры, которая являлась центром советского зодчества, сосредоточием архитектурной мысли.

С. Е. Чернышёв был одним из основателей и активным деятелем Союза архитекторов.

Умер С. Е. Чернышёв в возрасте восьмидесяти двух лет в Москве.